ВАС РФ: Нельзя признать объект недвижимости бесхозным, если владелец не зарегистрировал право собственности на него

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сальникова Ольга Николаевна

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы процесса признания недвижимого имущества бесхозяйным»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ПРИЗНАНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА БЕСХОЗЯЙНЫМ

Сальникова Ольга Николаевна — магистрант, кафедра городского кадастра и инженерных изысканий, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, dstt 80@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с определением признаков и критериев признания недвижимого имущества бесхозяйным. Подчеркивается, что в условиях развития современного общества, на первый план выходят вопросы, которые касаются порядка постановки объекта на учет, а также случаев отказа и приостановки в данном процессе.

Вовлечение в хозяйственный оборот объектов бесхозяйного недвижимого имущества невозможно без прохождения процесса признания и процедуры постановки на учет. Исследуются основные этапы процесса принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и вопросы, связанные с отказом в постановке на учет и приостановкой данного процесса.

Ключевые слова: бесхозяйное имущество, порядок признания имущества бесхозяйным, постановка на учет бесхозяйных объектов недвижимости, отсутствие собственника, отказ собственника.

озвращение вопроса о рациональном использовании недвижимого имущества в современное экономическое и социальное пространство России стало насущной проблемой, поскольку в стране существует довольно большое количество заброшенных зданий, земель и строений. В этих условиях особую актуальность и значимость приобретает проблема признания недвижимого имущества бесхозяйным, с целью дальнейшего приобретения объекта в собственность.

Приобретение бесхозяйного имущества в собственность (государственную, муниципальную или частную), позволит: во -первых, обеспечить соответствующее функциональное использование объектов; во-вторых, вовлечь их в хозяйственный оборот; в-третьих, пополнить доходные части бюджета. Прежде чем обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное имущество, объект должен быть принят на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Основная часть. Проблема процесса признания недвижимого имущества бесхо-

зяйным имеет сложную структуру, а ее решение требует рассмотрения нескольких вопросов. Одним из актуальных является вопрос о критериях и признаках, по которым имущество признается бесхозяйным. Прежде всего, следует обратиться к тем признакам бесхозяйного имущества, которые закреплены в гражданском законодательстве Российской Федерации.

В статье 225 ГК РФ бесхозяйной признается всякая вещь, у которой отсутствует собственник [2]. Вместе с тем данное положение имеет двойственный, противоречивый и спорный характер.

Как верно отметил иссл едователь Костенко А.А., некоторые источники содержат такое высказывание, что после смерти наследодателя, который не имел наследников ни по закону, ни по заве-ща нию, до истечения шестимесячного срока принадлежащее ему при жизни имущество не имеет собственника [3]. В данном случае отсутствие собственника однозначно не указ ывает на бесхозяйность такого имущества.

Еще одним признаком выступает отказ собственника от своих прав. Ярким примером в этом случае служит добровольный отказ собственника от земельного участка. Как правило, имущество приобретает статус

(сс) Ct) Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.

бесхозяйного. При этом порядок прекращения прав на него будет определяться гражданским законодательством.

Следует подчеркнуть, что отказ от права собственности еще не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до того момента, пока право собственности на него не приобретено другим лицом. Данное положение закреплено в статье 236 ГК РФ [2].

Как показал проведенный анализ критериев признания имущества бесхозяйным, на учет принимаются: 1) объекты недвижимого имущества, не имеющие собственников или собственники которых неизвестны; 2) те объекты, от права собственности на которые, собственниками был написан отказ.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Другой составляющей проблемы процесса признания имущества бесхозяйным, выступает порядок постановки объекта на учет. Существует определенный порядок принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Он состоит из следующих этапов: а) прием документов, которые необходимы для принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимости; б) процедура правовой экспертизы поступивших документов; в) внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимости. Сама процедура начинается с подачи заявления установленной формы

в Росреестр. При этом бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет:

1. Федеральной регистрационной службой -в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;

2. Территориальным органом Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Особого внимания заслуживают случаи приостановления, а также отказа при постановке на учет бесхозяйного имущества. Рассматривая случаи отказа в постановке на учет следует выделить

собственником объекта недвижимости в орган государственной регистрации прав, заявления о принятии недвижимого объекта с нов а в собственность; б) представление собственником в орган государственной регистрации прав заявления, подтверждающее тот факт, что им ранее не были совершены действия, связанные с отказом от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация не сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу; г) по истечении срока, который указан в заявлении о приостановлении принятия на учет объект а н едвижимого имущества, лицо, просившее о приостановлении, не представит в орган государственной регистрации прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; д) от права собственности на объект недвижимости отказ произвели не все участники общей собственности; е) в р езультате принятых органом государственной регистрации прав мер, направленных на получение дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств, не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавш ееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является с о б ственником данного объекта [1].

В том случае, когда заявителю известна информация об ограничениях прав на объект недвижимого имущества из записей в ЕГРН, наличие таких записей об ограничениях не будет препятствием для принятия его на учет. Несмотря на это, существуют исклю-че ния: 1) арест и иные запрещения по

совершению определенных действий с недвижимыми объектами; 2) запрещение органу регистрации прав по осуществлению учетных и (или) регистрационных действий с объектом недвижимости; 3) залог, который избр ан как мера пресечения в соответствии с

уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Заключение. Обращение к проблеме процесса признания недвижимого имущества бесхозяйным позволяет выявить признаки и критерии бесхозяйного имущества.

На первый план выходят вопросы, которые касаются порядка постановки объекта на учет, а также случаев отказа и приостановки в данном процессе. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов бесхозяйного недвижимого имущества невозможно без прохождения процесса признания и процедуры постановки на учет.

В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки путей совершенствования в решении данных проблем.

1. Бесхозяйное имущество: проблемы, подходы, особенности приобретения в муниципальную собственность: под общ. ред.

В.Л. Негробова, Н.П. Климова, ПИ. Попова, А.Н. Гугнина. Липецк 2012. 23 с.

2. Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М.: Зерцало, 2002.

4. Сальникова О.Н. Система способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета: анализ проблемы // Вектор ГеоНаук. 2018. Т.1. №4. С. 32-35.

1. Beskhozyajnoe imushchestvo: problemy, podhody, osobennosti priobreteniya v munici-pal’nuyu sobstvennost’: pod obshch. red. V.L. Negrobova, N.P. Klimova, P.I. Popova, A.N. Gugni na. Lipeck 2012. 23 s.

2. Novickaya T.E. Grazhdanskij kodeks RSFSR 1922 goda. M.: Zercalo, 2002.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
3. Kostenko A.A. Beskhozyajnost’ imush-chestva v svyazi s otsutstviem sobstvennika, otkazom sobstvennika, neizvestnost’yu sobstvennika // Molodoj uchenyj. 2017. №25.

4. Sal’nikova O.N. Sistema sposobov vyyavleniya beskhozyajnogo imushchestva organami municipaliteta: analiz problemy // Vektor GeoNauk. 2018. T.1. №4. S. 32-35.

UPDATING OF A PROBLEM OF PROCESS OF RECOGNITION OF REAL ESTATE OWNERLESS

Annotation: the article deals with the actual problems associated with the definition of features and criteria for the recognition of real estate ownerless. It is emphasized that in the development of modern society, the issues that relate to the order of registration of the object, as well as cases of refusal and suspension in this process come to the fore.

Involvement in the economic turnover of objects of ownerless real estate is impossible without the passage of the recognition process and the registration procedure. The main stages of the process of registration of ownerless objects of real estate and issues related to the refusal of registration and suspension of the process are studied.

Key words: the order of recognition of property as ownerless, registration of ownerless real estate objects, absence of the owner, refusal of the owner

Сальникова О.Н. Актуализация проблемы процесса признания недвижимого имущества бесхозяйным //Вектор ГеоНаук. 2020. Т. 2. №1. С. 44-46.

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог.

Недвижимость есть, а пользы от неё нет. Никому, в том числе и муниципальным бюджетам.

Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже.

Эту проблему попытались решить законодатели. Министерство экономического развития издало приказ “Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной.

Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир. Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно.

При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости. Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной.

Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой.

Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке.

По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости. За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений.

Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: – прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; – правовая экспертиза документов; – внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости.

Заявление подается от: – органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; – исполнительного органа государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления.

Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.

К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см.

приложение № 2 к приказу). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см.

приложение № 3 к приказу). Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта.

Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: – если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; – когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; – представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; – ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; – в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества. Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества.

О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления. При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга).

Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества. Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: – собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); – собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; – в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; – по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; – от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; – в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.

Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона. Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; – в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; – в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

Объекты землеустройства и порядок внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Сделки с дачными участками без межевания попали под запрет

С 1 января 2020 года вступила в силу новая редакция Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в.

© Использование материалов сайта 1k-k.ru разрешается только при ссылке на источник 1997–2020
г. Москва, 1-й Щипковский пер. д. 5, этаж 2, комн. 8, 8А (каб. 207)
zaproskp@1k-k.ru

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

к содержанию ↑

Основание для оплаты

пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ или пп. 19 ч. 1 ст. 333.36.

Что еще нужно знать

Статья 218 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность приобретения в собственность имущества, предыдущий собственник которого неизвестен, либо же отказался от прав на это имущество. Такие вещи считаются бесхозяйными (ст.

225 Гражданского кодекса РФ). Закон устанавливает различия в процедуре оформления бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

Поэтому к ним применяется разный размер госпошлины.

к содержанию ↑

Недвижимость

Бесхозяйные недвижимые вещи регистрируются в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 года № 931 в специальном учетном регистре, ведение которого осуществляют органы Росреестра. В течение года с момента такой регистрации недвижимая вещь продолжает оставаться бесхозяйной.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Далее, орган управления муниципальным имуществом вправе обратиться в суд с требованием о признании муниципальной собственности на эту недвижимую вещь. Если муниципальный орган своим правом не воспользовался:
  • в порядке приобретательной давности права собственника на эту недвижимую вещь может получить лицо, фактически ею владеющее на протяжении 15 лет и более;
  • прежний собственник может вернуть недвижимость себе.

Для осуществления своего права на получение собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, муниципальный орган власти (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — орган, уполномоченный действовать от имени соответствующего города федерального значения) должен обратиться с заявлением в порядке особого производства по статье 290 ГПК РФ. Заявление подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения недвижимой вещи.

Муниципальные и государственные органы являются единственными, кто может подать такое заявление. В результате признания недвижимой вещи бесхозяйной может возникнуть только право собственности муниципалитета или города федерального значения.

Иные лица не вправе подавать подобные заявления. Они могут только обратиться в муниципальный орган, чтобы побудить его к оформлению муниципальной собственности. Наиболее часто подобные вопросы к муниципалитетам возникают в связи с трубопроводами и коммунальными сетями, которые необходимо содержать, но собственник которых неизвестен.

Согласно пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, органы государственной власти или местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины за участие в судебных делах.
к содержанию ↑

Движимое имущество

Право собственности на бесхозяйное движимое имущество может быть приобретено после 5 лет непрерывного и открытого владения им (приобретательная давность) согласно Гражданскому кодексу РФ.

Дела о признании движимых вещей бесхозяйными рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства. Государственная пошлина по этим делам установлена в размере 300 рублей (пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Дело рассматривает районный суд общей юрисдикции по месту жительства или нахождения заявителя.

Условие вынесения решения судом о признании движимого имущества бесхозяйным и установлении права собственности заявителя на него:

  • «движимый» статус имущества;
  • отсутствие спора о праве, т.е. притязаний других лиц в отношении этого имущества.

Если из заявления усматривается наличие спора о праве на вещь, заявление в порядке особого производства будет возвращено без рассмотрения. Уплаченная госпошлина при этом также будет возвращена. Суд разъяснит заявителю возможность подать новое заявление в порядке искового производства.

Спорные вопросы по подобным делам возникают, если нет определенности, является ли вещь движимой или недвижимой — например, в случае водопроводных, канализационных и других инженерных сетей. Существует практика Верховного суда РФ, подтверждающая, что такие объекты считаются недвижимостью.

Соответственно, права на них могут быть признаны только за муниципальным образованием (Определения ВС РФ от 19 апреля 2016 года № 74-КГ16-1, от 12 апреля 2016 года № 74-КГ16-3 и ряд других).
к содержанию ↑

Возмещение госпошлины не производится

По итогам рассмотрения дела независимо от результата заявитель не сможет возместить расходы на уплату госпошлины. В подобных делах цель обращения в суд — установление статуса имущества.

Поэтому заявитель самостоятельно оплачивает все судебные расходы (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

Проконсультируйтесь с юристом и узнайте, как правильно действовать именно в Вашей ситуации:

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах.

Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают. Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п.

19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала.

Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи.

Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931.

Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету.

Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п.

3 ст. 225 ГК).

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст.

225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК).

Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения.

Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК).

Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности.

Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев).

Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности.

Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве.

Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.2018 № 5-КГ18-227).

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии.

Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет.

Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Иными словами, под определение «бесхозяйное» имущество попадают жилые и нежилые объекты недвижимости. Например, квартира, дом, гараж, сарай, складское помещение и иное.

Чтобы заявить свои права на такое имущество, необходимо выдать определенное время, а затем выполнить ряд действий. Что именно понадобится сделать, чтобы признать бесхозяйную недвижимость своей собственностью — будет описано в статье.

к содержанию ↑

Урегулирование вопроса в досудебном порядке

Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение.

Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.

Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:

  • до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
  • собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
  • внести сумму обязательной госпошлины;
  • подать акты на рассмотрение в суд.
Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.
к содержанию ↑

Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

к содержанию ↑

Образец иска

Заявление в судебную инстанцию составляется истцом. В бланке не должно быть ошибок, исправлений и помарок.

Указывать следует только правдивые сведения, так как вся указанная информация проверяется на достоверность уполномоченными работниками настоящего государственного органа. Заявление о признании прав собственности на бесхозяйное имущество в виде жилой или нежилой недвижимости составляется в соответствии с требованиями ГПК России.

Содержание искового заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество состоит из следующих пунктов:

  • название государственного судебного органа, который уполномочен вести разбирательства по делу о бесхозяйных недвижимых объектах;
  • сведения о заявителе:
    • если физ. лицо, то пишется имя, отчество, фамилия, адрес проживания, дата рождения и данные удостоверения личности;
    • если истец — юридическое лицо, то указывается название компании и сведения об уполномоченном лице представлять данную фирму.
  • стоимость искового обращения;
  • описание ситуации, в связи с которой рассматриваемая недвижимость стала считаться бесхозяйной. Например, предыдущие собственники жилого дома умерли, а наследников нет и никто не заявлял права на владение жильем;
  • прошение, выставляемое суду — предоставить истцу права пользования данным жильем;
  • детальное описание бесхозяйного недвижимого имущества;
  • список актов, прилагаемых к письму;
  • роспись истца и дата оформления искового заявления.

Скачать образец искового прошения о признании прав собственности на бесхозяйное имущество.

Важно! Разбирательства о признании прав на владение бесхозяйным имуществом рассматриваются только в Районном суде. Поэтому иск и заявление следует подавать в данное учреждение.
к содержанию ↑

Пакет необходимых документов

Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

  • паспорт истца;
  • бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
  • квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
  • акт, взятый из ЕГРП;
  • доказательная база;
  • акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.

Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.

к содержанию ↑

Размер госпошлины и срок исковой давности

Сумма государственной пошлины определяется в зависимости от индивидуальностей поданного иска. Рассчитывается размер в соответствии с текстом Налогового закона России. Настоящим законодательным актом установлены следующие ценовые категории государственной пошлины:

  • когда цена искового обращения составляет до 20 тысяч рублей, то размер пошлины составляет 4 процента от всей стоимости. Но полученная сумма не должна быть менее 400 рублей;
  • в случае, если цена иска доходит до 200 тысяч, то сумма пошлины государству составляет 3200 рублей плюс 2 процента;

Уплаченная госпошлина возврату не подлежит, поэтому перед тем, как ее оплатить, следует помнить о сроке давности. В большинстве случаев, законодательством предусматривается срок — три года. Но при рассмотрении иска о бесхозяйном имуществе он составляет один год.

к содержанию ↑

Оспаривание судебного постановления

Процедура рассмотрения иска о признании прав собственности на бесхозяйное недвижимое имущество производится в течение двух — трех месяцев. По прошествии данного периода, судья принимает решение. Оно оглашается на последнем слушании. Официальное вступление в действие судейского вердикта происходит через 10 дней после его вынесения.

Согласно нормам закона, обжаловать решение суда по делу о признании права собственности на бесхозяйное имущество возможно в данный десятидневный период. Для обжалования, необходимо составить новое исковое заявление, в котором указать причины не согласия с вынесенным постановлением.

По общим правилам, обжаловать решение Районного суда возможно в высшей государственной инстанции. Поэтому исковое прошение подается в Арбитражный судебный орган.

Бесхозяйная недвижимость представляет собой недвижимое имущество, у которого отсутствует законный владелец (часть 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ). Под рассматриваемое определение не попадают земельные участки и иные природные ресурсы — правом собственности в их отношении всегда обладает государство.

Также не может признаваться бесхозяйной недвижимостью самовольная постройка. Это связано с тем, что за юридические последствия, связанные с самовольным строительством, отвечают иные нормативные акты и государственные структуры, чем за никому не принадлежащее имущество.

Таким образом, под бесхозяйственной недвижимостью подразумеваются дома, квартиры, гаражи и другие жилые и нежилые постройки.

После определения недвижимого имущества бесхозяйным должно пройти некоторое время, прежде чем его можно будет признать объектом чьей-то собственности и, тем более, оформить на него соответствующую декларацию. Но каким образом можно доказать своё право на обладание подобной недвижимостью? У кого это право есть (особенно если речь идет про право собственности на незавершенное строительство)? Какие требуются документы для обращения в суд? Поговорим об этом в статье.

к содержанию ↑

Основания для обращения в суд

Согласно актуальному тексту пункта 3 статьи 225 ГК РФ, недвижимость, признаваемая бесхозяйственной, ставится на учёт уполномоченным Федеральным органом в сфере узаконивания права собственности. Спустя год после учётной постановки рассматриваемого объекта, обратиться в суд с целью признания собственного права на данную недвижимость могут следующие физические и юридические лица:

  • Уполномоченные органы муниципалитета — на основании права признания бесхозяйной недвижимости муниципальной собственностью;
  • Частные лица — на основании длительного пользования рассматриваемой недвижимостью (в течение срока не менее 15 лет).

Для того чтобы суд смог признать право гражданина или муниципалитета на конкретное недвижимое имущество, необходимо соответствие их ходатайства следующим наиважнейшим условиям:

  • Владелец недвижимости неизвестен ни приобретателю, ни суду;
  • Лицо, претендующее на признание права собственности на данный имущественный объект, не обладает информацией о собственнике.
Иных оснований для обращения в суд с целью признать право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество настоящим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Также о том, как происходит признание права собственности на объект недвижимости через суд можно узнать здесь.

к содержанию ↑

Оформление искового заявления

Для обращения в суд с целью признать право собственности на бесхозяйное имущество, прежде всего необходимо грамотно составить соответствующее исковое заявление. Бланк иска о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество заполняется преимущественно в письменной форме, разборчивыми печатными буквами с отсутствием существенных исправлений и грамматических ошибок.

Рассматриваемый документ должен содержать исключительно истинные сведения, ибо если изложенная в данном акте информация будет ложной, к рассмотрению в процессе судопроизводства он принят не будет.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Действительный текст искового заявления с просьбой признать право собственности на бесхозяйную недвижимость обладает следующей структурой:
  • Наименование судебной инстанции, в которую направляется иск с целью рассмотрения;
  • ФИО или наименование (если это — юридическое лицо) заявителя, адрес и контактный телефон;
  • Реквизиты заинтересованного лица;
  • Ценовой эквивалент иска;
  • Наименование — «Исковое заявление»;
  • Изложение факта бесхозяйности рассматриваемой недвижимости с приведением доводов в пользу того, что старые хозяева умерли или отказались от рассматриваемой недвижимости, а новых законных собственников обнаружено не было;
  • Просьба признать право собственности за истцом на основании законных причин;
  • Подробное описание рассматриваемого недвижимого имущества с указанием адреса его нахождения;
  • Предоставления достоверного перечня прилагаемой документации;
  • Дата составления искового заявления в формате день/месяц/год и личная подпись истца для скрепления действительного документа (последние пункты оформляются при непосредственном присутствии ответственного представителя судопроизводства).

Исковое заявление с целью признать право собственности на бесхозяйную недвижимость преподносится судебному органу в виде трёх ксерокопий. Образец рассматриваемого документа доступен по ссылке:

к содержанию ↑

Обжалование постановления суда

Иск с целью признать право собственности на бесхозяйное имущество направляется в Городской (Районный) суд по адресу нахождения оспариваемого объекта. Дело рассматривается в течение 60-90 календарных дней, и судебное решение вступает через 10 суток после его оглашения.

Именно в этот десятидневный срок допустимо обжаловать решение суда по делу о признании права собственности на бесхозяйное имущество. Для этого подаётся исковое заявление в вышестоящий судебный орган (чаще всего — в Арбитражный суд).

В иске указываются причины несогласия с судебным решением.

Гражданское законодательство регулирует различные отношения между людьми, и те, которые возникают по повод передачи, приобретения различных движимых и недвижимых вещей. Различные вещи находятся на праве собственности у лиц, которые спокойно могут владеть, распоряжаться и передавать их другим лицам.

Вещь может быть и бесхозяйной, то есть не иметь собственника на неё либо её собственник неизвестен. Бесхозяйной вещь могут признать только в судебном порядке, иной порядок признания вещи бесхозяйной не предусмотрен.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам поможет в процедуре признания вещи бесхозяйной: профессионально, на выгодно согласованных условиях с Вами и в срок. Звоните!

к содержанию ↑

Плюсы признания вещи бесхозяйной

После того как признали вещь бесхозяйной на неё могут возникнуть свои плюсы, например:

  1. Вещи принимаются на учёт специальными органами, которые управляют имуществом. Вещь будет признана государственной до тех пор, пока не объявится собственник данного имущества. Имущество может и не поступить на учёт в муниципальную собственность, тогда вещи могут возвратить старые собственники либо приобрести новые в силу приобретательной давности.
  2. Если лицо, не являющееся собственником, а например, арендатором помещения, которое осуществляло уход и пользовалось вещами как своими собственными, как которые признали бесхозяйными,недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, иным имуществом в течение пяти лет, может приобрести данное имущество в собственность на основании приобретательной давности.
Также законодательство выделяет и отдельные категории вещей, которые не имеют хозяина, и на них можно получить быстрое приобретение прав собственности, такие вещи называют ещё брошенными.
  1. При задержании домашних животных и иных животных на улицах (например, рогатого и иного скота). Другое лицо через определенное время, если не объявится хозяин, может приобрести право на данное животное забрав его себе.
  2. Нахождение клада либо потерянной материальной ценности (например, нахождение на улицах либо в реке золотых украшений, денежных средств на улице). Бывают ситуации, что невозможно определить хозяина данной вещи, как и срок пребывания этих вещей на улице, и лицо, которое нашло данные вещи оставляет их себе, то есть приобретает право собственности на них.
  3. Если собственник отказался от данных вещей, то на основании приобретательной давности другое лицо их сможет приобрести.
Автор статьи
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
ЗаявленияКогда не «работает» право преимущественной покупки доли?

Добавить комментарий

Adblock
detector